Увидеть уникальные картины и скульптуры Галереи истории древней живописи Эрмитажа смогут жители России от Калининграда до Сахалина.
Это стало возможным благодаря созданию виртуальной экскурсии по залу командой музея и CROC VR.
Проект впервые представлен на Днях Эрмитажа на Сахалине. Они проходят со 2 по 7 сентября в Южно-Сахалинске, после чего проект посетит и другие города. Зрители смогут прогуляться по виртуальной галерее, рассмотреть предметы искусства с любых ракурсов, в том числе недоступных для обычных посетителей, а также узнать историю создания зала и его шедевров.
Галерея истории древней живописи – один из красивейших интерьеров Нового Эрмитажа. Она состоит из девяти частей, перекрытых куполами на парусах, украшенных изображениями художников. Среди них – и автор проекта Нового Эрмитажа – Лео фон Кленце. Галерея напоминает о традициях античного искусства, его истории и произведениях. Вмонтированные в стены картины на сюжеты, взятые из литературных источников и мифов, были исполнены немецким художником Георгом Хильтеншпергером в подражание технике античной энкаустики — восковыми красками на латунных досках. Сейчас в зале выставляются работы крупнейших скульпторов – представителей неоклассицизма – итальянца Антонио Кановы (1757-1822), датчанина Бертеля Торвальдсена (1764-1844) и ряда других мастеров конца XVIII-XIX веков.
Произведения Антонио Кановы составляют самую значительную часть экспозиции Галереи. Одну из граней творчества прославленного мастера демонстрирует «Кающаяся Мария Магдалина» – работа, в которой создан образ христианской святой. К самым известным скульптурным группам скульптора принадлежит «Поцелуй Амура и Психеи». Бог любви и его прекрасная возлюбленная – частые персонажи Кановы: здесь же экспонируются его статуя «Амур» и мраморная композиция «Амур и Психея», изображающая влюбленных, созерцающих бабочку. Тремя произведениями представлен Бертель Торвальдсен: «Ганимед», «Портрет великой княжны Елены Павловны», «Пастух».
Иммерсивные технологии – технологии виртуальной и дополненной реальности – позволяют не только побывать внутри виртуальной модели, но и как будто бы пройтись по залу, приблизиться к произведениям искусства, осмотреть их со всех сторон, а также прослушать информацию о картине или скульптуре.
Проект позволяет рассмотреть в деталях более 60 точных 3D-копий эрмитажных экспонатов. Высокая реалистичность изображения достигается благодаря специальной методике визуализации данных фотограмметрии в виртуальной среде. С её помощью специалисты CROC VR уже создали виртуальную модель зала Юпитера Государственного Эрмитажа, которая была представлена на Днях Эрмитажа во Владивостоке в 2017 году.
Воссоздание нового зала стало технически более трудоёмким процессом из-за уникальной живописи на его стенах, большого количества окон и мозаики на полу. Осложнили оцифровку и скульптуры из белого мрамора – фотограмметрия этого материла гораздо сложнее, чем работа с темным камнем. Специалисты проводили многократные повторные съёмки, уделяя особое внимание деталям и передаче текстуры каждого предмета коллекции.
На оцифровку одного предмета искусства – от съемки до текстурирования – уходило от 10 до 30 часов в зависимости от величины и сложности экспоната. Больше всего времени заняло создание виртуальных копий картин на стенах — одной из важнейших составляющих экспозиции.
«Проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, помогают нам развивать концепцию «Большой Эрмитаж» и становиться доступнее посетителям самыми разным способами. Благодаря нашим совместным проектам с CROC VR ценители искусства из разных уголков мира и регионов России могут увидеть лучшие экспозиции Эрмитажа и шедевры его коллекции. Виртуальный зал Юпитера уже «посетили» тысячи человек – и каждый с восхищением возвращается в реальность и мечтает посетить настоящий Эрмитаж. Для нас это тоже важно: ведь никакие технологии не заменят оригиналы и дух места, но они позволяют стать к ним чуть ближе. В этом году с VR-проектами Эрмитажа познакомятся люди со всей страны – от Калининграда до Сахалина. Мы очень рады, что посетители Дней Эрмитажа теперь смогут насладиться ещё и Галереей истории древней живописи – бесспорно, одним из красивейших и интереснейших залов музея», — сказал Алексей Богданов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа.
«Наша команда создаёт виртуальные тренажеры и цифровые модели для повышения безопасности в промышленности. Накопленная экспертиза позволяет делать проекты в любых сферах, даже такие сложные, как оцифровка уникальных картин и скульптур, где важно не упустить ни одной детали. Проект по созданию VR-экскурсии направлен на сохранение культурных ценностей в цифровом виде и расширение возможностей музейных экспозиций благодаря технологиям», — прокомментировал Илья Симонов, директор CROC VR.